Студенты замахнулись на Чехова...

СТУДЕНТЫ ЗАМАХНУЛИСЬ НА ЧЕХОВА


Когда узнаёшь о том, что самодеятельный театр решил поставить классику, вспоминается культовая советская кинолента «Берегись автомобиля!», тот момент, где режиссёр, герой Евгения Евстигнеева, произносит фразу: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира!»

Студенческий театр филиала РКТ МАИ тоже решил замахнуться, но не на чуждого нам английского драматурга, а «на Антона, понимаете, нашего Чехова!» Преподаватель математики предложил ребятам одну из самых сложных драматургических произведений Антона Павловича – «Три сестры».

- Я их, не умеющих «плавать», просто бросил в воду – вдруг выплывут? Справились с двумя актами, показали зрителям, а весь спектакль будет готов, надеюсь, в мае.

Известно, что Чехов рекомендовал постановщикам делать из этого материала комедию. В этом и состоит сложность постановки: о семье Прозоровых, по сути, проживающих бездарно свою жизнь в провинции и мечтающих перебраться в родную Москву, надо рассказывать так, чтобы зрители смеялись. И это удалось юным актёрам: каждый из них подтрунивает, издевается над своим персонажем. Вряд ли именины Ирины можно назвать каким-то несуразным действом: её сестра Маша глубоко несчастная в браке с учителем гимназии, нелепо произносит пушкинскую строчку «У лукоморья дуб зелёный…» Произносит нервно, думая о своём жгучем желании оставить никчемного мужа и умчаться в Москву. И тут-то ей подворачивается принц на белом коне – батарейный командир, подполковник Вершинин, правда, он женат, есть дети, но, оказывается, к жене относится к пренебрежением, да и дети его раздражают. Сближение с Марией Сергеевной происходит как-то само по себе, однако офицер вскоре понимает, что семью не может оставить, да и его новая пассия не столь уж хороша: Маша нередко выражает свои мысли резко, беспардонно, и для того, чтобы подчеркнуть «пустотелость» души героини, дочери генерала, режиссёр делает её простой дерущейся бабой. Впрочем, глядя на неё, и Ирина нередко реагирует на слова своего визави пощечиной. Самая благоразумная из сестёр – старшая.

- Только она отдает себе отчёт в том, что ни в какую Москву им не вырваться, - так определяет характер своей героини Настя Кобзарева, сыгравшая нервную, разочарованную Ольгу, - у неё понятная потребность – выйти замуж. Она близка мне мечтательностью натуры.

Анастасия учится на оператора ЭВМ, а театр, как она говорит, «очень нравится, потому что на сцене можно перевоплотиться в другого человека, даже думать, как он».

- Моя героиня – самая младшая из сестёр, взбалмошная, тем не менее, самая серьёзная, - делится своим представлением о своей героини Таня Попельнушенко, студентка 3-го курса, будущий программист, - я играю себя: в жизни могу вести себя, как она.

- Режиссёр поставил передо мной актерскую задачу – сыграть сильную женщину, - говорит Ольга Черненко, однокурсница Татьяны, - но моя Мария в своем стремлении «строить» мужчин, заходит слишком далеко: она и Вершинина поставила на колени только для того, чтобы использовать его в реализации своей мечты – вернуться в Москву. Любить по-настоящему она не способна.

Так объясняют своё видение характеров женщины, а что же мужчины? Под стать своим сёстрам и безвольный брат Андрей.

- Я похож на него не только телосложением (по Чехову, он полноват), - говорит Валерий Федкевич, 2-курсник, математик-программист, - но и стеснительностью. Чтобы согласиться на роль, я всё же поборол её, но только в той мере, какая нужна для роли. 

Его партнёры по спектаклю говорят о Валерии как о «правильном» юноше, а ещё – образованном, как его герой, влюблённый в науку, музыкальном, как Андрей, который умеет играть на скрипке.

Появление Вершинина в кругу провинциалов вызывает переполох в семействе Прозоровых, а причина проста: он из Москвы! Да ещё и военный! А как хорош собой! И всё это Роману Рахманову, 3-курснику, осваивающему программирование, как будто не надо играть: юноша обаятельный, что там говорить. Его герой умеет выражать свои мысли о природе и обществе высоким стилем. Он ещё и честный: о городке и его обывателях выражается весьма откровеннос пренебрежением. Роман, как и все другие актеры, по всем законам актерского мастерства, должен показать своего героя в предлагаемых обстоятельствах. И он на подходе к решению этой задачи.

Комической фигурой представил своего героя Кулыгина, мужа Маши, Эдуард Михайлов, который по жизни владеет организаторскими способностями, поэтому руководит студенческим советом техникума, а по спектаклю он надворный советник. Кулыгин смешон в бессмысленности супружества, да и в мелочах странен: на именины Ирины он дарит ей книгу об истории гимназии уже второй год подряд. Кстати, вместо того, чтобы принять подарок, как это написано Чеховым, актриса Татьяна Попельнушенко заставляет взять подарок обратно, тот отдает книгу Вершинину, а актер Роман Рахманов – обратно Ирине… занятная интерпретация Чехова, и она вызывает смех в зале. 

Тузенбах (Андрей Мишульский) и Чебутыкин (Дмитрий Кушниров) смотрятся как Бобчинский и Добчинский из гоголевского «Ревизора»: они играют роли клоунов, которые пытаются проявить интерес к жизни, но для этого не прикладывают никаких усилий. Оба никогда не работали, и об этом говорят бравируя. Тузенбахнужен автору для того, чтобы выразить свои мысли: «Я буду работать, а через какие-нибудь 25—30 лет работать будет уже каждый человек. Каждый!». Однако стилистика этих речей героя комична: разве может серьёзно говорить о труде человек, который ничего не сотворил в жизни?

- Мы с Андреем очень обрадовались, когда в техникуме открылся студенческий театр, - говорит Дима, - мы занимались в театральном кружке, когда учились в 8-й школе, играли в спектаклях на различных праздниках. Чехов, конечно, - это совсем другое.

Интересен способ знакомства с постановкой Чехова: как только готов акт, актеры приглашают зрителей в зал. Получаются, по сути, прогоны. И это позволяет ребятам подумать о том, как ярче, интереснее сделать свои роли, и даже изменить рисунок игры. До премьеры не так уж и далеко.


Влад Красноярский. Фото автора