Рецензия на спектакль "Волчий круг"

Премьера
БЕЗ БАНАЛЬНОГО ХЭППИ-ЭНДА 
Рецензия на спектакль «Волчий круг» театра «Сопричастность»
Нынешний март выдался по-особенному радостным, и дело тут не только в желанном солнце, вмиг убравшем залежи снега и ощущение холода из души. Я имею в виду уникальное событие в театральной жизни столицы – премьера спектакля «Волчий круг» в Московском драматическом театре «Сопричастность». В качестве режиссёра выступил автор драматического произведения «Дорога волков» Валерий Иванов-Таганский, известный московским театралам по постановкам пьес на сцене Театра на Таганке и Содружества актеров Таганки.
Мне посчастливилось прочитать пьесу еще до её опубликования в книге под названием «Воровская яма». Валерий Александрович мне отправил по интернету материал, как только в нём была поставлена последняя точка. И уже при первом чтении пьесы были видны контуры постановки на сцене, настолько по-чеховски чётко выписаны в ней характеры героев и линии их поведения.
Возможно, это и привлекло внимание к столь интересному материалу художественного руководителя театра «Сопричастность», заслуженного деятеля искусств России Игоря Сиренко. Он дал добро на постановку, и работа началась. Репетиции шли ускоренными темпами – за считанные месяцы сотворчества режиссёра, актёров, музыкантов, художников и хореографов получилась цельное сценическое произведение. В конце февраля состоялись удачные прогоны, а 14 марта – премьера.
Мои представления о героях во время работы над рецензией к пьесе совпали со стопроцентной точностью с той картиной, которую для зрителя рисуют актёры. Семь героев – семь миров, которые высвечены драматургом социальным прожектором. Отсюда красной линией через всё действие проходит тема гоголевского «маленького человека», задавленного и, по сути, уничтоженного перестройками и всякого рода экспериментами над простым человеком. В «волчий круг», в котором всем и вся правят деньги, втянуты люди, по-настоящему любящие свою страну, свой народ, но, несмотря на то, что они не имеют защиты от волчьих клыков, их душу не под силу осквернить. Эдуард Михаич, роль которого убедительно сыграл Р. Киршин, выдаёт себя за кандидата наук, исследователя предметов старины, - на самом деле, это мошенник по прозвищу Купец. Ему ничего не стоит изнасиловать Капитолину, в родительской избе которой разворачиваются драматические события, 
Режиссёр рад работе с заслуженной артисткой России М. Зиминой, воплотившей образ Капитолины на сцене, Её драматург не наделяет злобой после столь жуткого преступления Купца. Капа счастлива мыслью о человеке, которого давно и искренне, правда, втайне даже от себя любит. Это Петрович, прошедший Афган. Его не сломила чудовищная ошибка правосудия, наказавшего солдата за то, что тот вступился за женщину и сделал обидчика калекой. Три года, проведенные за решёткой, усилили в нём убеждение в том, что за справедливость надо бороться, руководствуясь нормами нравственности, любыми способами. Ему удаётся связать «волков», вторгшихся в тихую, мирную жизнь трёх женщин, выросших в этой деревне и теперь лишь изредка приезжающих сюда для того, чтобы насладиться воспоминаниями о том, как раньше здесь жилось. Но самый младший из «волков» - «волчонок» Сергей (А. Спиридонов) оказался шакалом, сумевший убедить Любу (Л. Фигуровская) в том, что он не по своей воле совершал чудовищные деяния, а под принуждением Купца и Григория (Р. Вилейко). Это они раскапывали могилу героя войны, чтобы снять с его груди орден Боевого Красного знамени, а у других покойников вырывали золотые коронки… Именно Люба пожалела «волчонка» и попросила Петровича развязать ему руки. «Волчонок» вдруг прекратился в шакала и ножом ранил Петровича.
Петрович… Это особенная фигура в галерее портретов, написанных мастером Ивановым-Таганскими – это, по сути, он сам – прямой, открытый, сильный. И все эти качества сумел почувствовать в своём герое Владимир Фролов и передать средствами актерского мастерства, которыми актёр владеет в совершенстве. Взгляд, поворот головы, осанка, чистая русская речь – всё «работает» на образ настоящего человека, который ни за что не пойдёт на компромисс с «волками» для того, чтобы спасти свою шкуру. Радостный образ. Светлый. Браво! 
В названии пьесы В. Иванова-Таганского «Дорога волков» - слово «дорога» сразу ориентирует нас на мысль: куда она ведёт? А никуда. Потому что она представляет собой замкнутый круг. Купец никогда не станет учёным, а Григорий Иванович не станет отцом семейства: он испытывает животную злобу против женщин. Ну а судьба Сергея оборвана: машина, в которой «волки» скрываются с места преступления, падает с моста в реку: Купец и Григорий спасаются, а «волчонку» этого сделать не удаётся.
Актерам удается идентифицировать себя с персонажами, которые вряд ли до конца знают самих себя, они растеряны, они не знают, как и почему оказались в данной ситуации, они не понимают логику собственного существования, они кажутся людьми «на одной волне», но вскоре выясняется, что их разделяет огромная пропасть. В этом и есть трагедия современных людей, попавших в безвременье, в котором надо как-то существовать и, что немаловажно, сосуществовать. В диалоги героев автор закладывает и текстом, и подтекстом свои мысли и обобщения, перекликающиеся с толстовской сентенцией «так жить нельзя».
Нельзя не заметить уверенности драматурга (в стиле Достоевского) в том, что наказание за преступление неотвратимо, и, прежде всего, Божьего наказания. А вот у государства можно купить всё, в том числе, с точки зрения «волков», и прощение. Взаимоотношение человека и власти – это тоже вышито автором тончайшими нитями в пёстрой ткани материала, срисованного с жизни мастером драматического слова. 
Банального хэппи-энда зритель не увидит: из волчьего круга никому не удаётся вырваться целями и невредимыми. Необъяснимую радость вызывает образ Варвары, роль которой блестяще сыграла Ю. Смирнова. Немая девушка, пережив стресс от вандализма «волков», посягнувших на память героя войны, начала говорить. В ней есть та сила, которая свойственна русскому человеку. Об этой силе наши предки говорили: неизбывная. И это, пожалуй, и есть апофеоз драмы с «волками». Впрочем, об этом судить зрителю. 

Влад КРАСНОЯРСКИЙ, кандидат педагогических наук, академик ПАНИ