Эдуард Лекарь
Лучший авторальманаха «Литературная Канада-2015,2016»
Ричмонд Хилл
СУДЬБЫ
(Повесть)
Глава 1 Порт
Сухогруз "Атлантик", принадлежащий российской компании, плавающий под панамским флагом, с русскоязычной командой из моряков разных теперь стран бывшего Союза, снизив обороты двигателей, медленно входил в Калининградский залив. Раннее утро, солнце ещё не взошло, но было уже светло, склянки недавно пробили 4 часа. Капитан корабля пришел в торговый флот из военного, поэтому строго следил, чтобы били склянки, да и морякам было удобно - не опоздаешь на вахту. Море было спокойным, почти без ряби, от воды тянуло прохладой.
Второй механик Артур Филиппов стоял на полубаке и вглядывался в огни приближавшегося города, стараясь отыскать свой дом на пригорке среди стайки одинаковых пятиэтажек. По боковому трапу упругой походкой спустился стармех Евгений Аркашарин, увидел Артура и остановился.
- Готовишься сойти на берег в родном Калининграде? Повезло тебе в этот раз, а я на этом судне с грузом древесины пойду в Турцию, оттуда уже полечу в родную Керчь. Больше не пойду в море на сухогрузе - скучно тут. Всю жизнь проработал в рыболовецком флоте, там не соскучишься, особенно в путину. Кто тебя на берегу ждёт? Почти три месяца вместе отработали, а поговорить не успели.
- Жена рожать собралась, нужно в роддом отвезти, домой забрать, немного помочь, да и снова в море.
- Поздравляю! Это первенец?
- Жена вторая, а детей не было и сразу двойня. У нас в семье вообще система жениться по два раза: мать, отец, сестра и я только со второго раза понимаем, что нечего менять шило на мыло.
- Ну, успехов! Я побегу проверить швартовые лебёдки, до причала уже близко.
Артур остался на палубе, смотрел на город и думал о том, что уже больше года Калининград был его портом, а квартира Веры родным домом.
Глава 2 Артур
Отец Артура был моряком торгового флота, а мать преподавала в музыкальном училище. Видимо от большой любви, родилась у них двойня - мальчик и девочка. Мальчика назвали Артур, а девочку Кира. Когда рождается двойня, забот с ними больше не вдвое, а вчетверо. Болеют по очереди, заражая друг друга, один спит, второй кричит и будит первого. Отец от Ленинградского пароходства получил квартиру, в которую переехала семья моряка. Отцу было легче, когда дети донимали, уходил в рейс. А матери деваться некуда, на деньги одного работающего в семье няньку не наймёшь, а родители жили далеко и работали там. На этой почве начались ссоры и после очередного рейса они решили развестись. Детям было по три года, пошли в детсад, мать на работу, отец переехал к родителям в Феодосию. Одной растить двоих, даже получая алименты, совсем не сладко. Да и женщина молодая, красивая, но дальше романов дело не шло, пугали мужиков двое детей. Как только Артур окончил 4-ый класс, отдала его мать в Нахимовское училище. Вот так с одиннадцати лет стал Артур моряком на всю оставшуюся жизнь. Из Нахимовского училища плавно перешел в Высшее Военноморское, а после окончания молодой лейтенант улетел служить на Камчатку в подводный флот. Когда ты с одиннадцати лет на военной службе, то эта служба кажется такой естественной как дышать и ходить. Всё легко, просто и понятно, даже 3-х- 4-х месячные рейды на глубинах Тихого океана. Через два года - старший лейтенант, ещё через четыре - капитан - лейтенант. Когда лодка в гавани, офицеры живут на берегу, женатым давали квартиры, а Артуру дали комнатку в бараке. Всю жизнь бытовые вопросы за него решал флот: кормил, поил, одевал, обстирывал и содержал. А тут живи в этой комнатёнке как хочешь. Хоть питаться ходил на базу, но всё равно сложно.
Петропавловск - Камчатский не Ленинград, тут сильно не разгуляешься, а тем более база в Вилючинске, это 51 километр от Петропавловска. Алкоголь да дом офицеров - вот и весь выбор для молодых ребят. От такого загула устаёшь больше, чем в море и уже рад, когда лодка уходит в океан и всё тебе родное и знакомое: каюта, каюткомпания, родной шум двигателей, все знакомые и надёжные. Утром, после одной из вечеринок с танцами, не вставая с постели, девушка спросила:
- А жениться слабо?
- Не слабо! - Ответил Артур и женился.
В домашних делах Вика разбиралась не намного больше Артура - умела варить пельмени. Брак продлился полтора месяца - до ухода в морской поход. Когда Артур вернулся , дома не было жены и лэптопа. Где искать жену он не знал. Встретились на танцах в доме офицеров. На вопрос где лэптоп Вика ответила:
- Пропили, отмечая 40 дней свадьбы!
Развелись. Советский Союз развалился, и жизнь моряков резко ухудшилась, перестали выходить в море - нет продовольствия для команды на три месяца. Артур подал рапорт об уходе в запас и человека, служившего во флоте с одиннадцати лет, легко отпустили. Вернулся теперь уже в Петербург к маме. Окончил курсы, получил диплом механика гражданского флота, учли военный диплом, и третьим механиком ушел в море. В одном из рейсов судно застряло в Калининграде на 10 дней - бастовали грузчики. В ресторане пригласил танцевать симпатичную девушку, разговорились, познакомились. В эту ночь на корабль он не вернулся. Через месяц закончился контракт, и Артур прилетел в Калининград к Вере. Поженились. Свадьбу отгуляли в кафе. За столом сидели только Верины друзья и прилетевшая на свадьбу из Николаева мама Веры. Главным организатором на свадьбе "работала" подруга Валентина, она и тамада, и дискжокей, и массовик - затейник. Когда один опоздавший гость спросил:
- А где эта счастливая пара?
Валя ответила:
- Да вон они - Вера и её мама!
Глава 3 Мать
Мать Веры Агнеса Гомес была по матери польских кровей, из старинного рода, поэтому дома её звали Агнешка. Родители Агнешки успели покинуть Польшу, когда перед 2 мировой войной её делили Гитлер и Сталин, но уехали не далеко в Вильнюс, к родственникам отца. Там и пережили войну, советскую и немецкую оккупацию. После школы Агнешку уговорила подруга Нина поехать учиться в Калининград - там много женихов и все красавцы - моряки. Поступили учиться в мореходное училище по специальности "диспетчер порта", выбрали это училище, так как давали общежитие. Нине на моряков сильно везло, как результат у неё три сына с разными отчествами и только второй муж, не имеющий отношения к её детям, учитель физики, который всегда дома, а не в море. Агнешка же прямо в училище встретила молодого штурмана Валентина Гомеса, вышла замуж, родила Веру, работала диспетчером в порту, немного завидовала бурным романам Нины, Но считала, что ей повезло, пока Валентин не остался в Аргентине. Подруга Нина сказала, что грустить не надо: есть дочка и квартира, а мужика надо искать методом проб и ошибок. Через два месяца, видимо в качестве первой пробы, Агнешка вернулась с работы с весьма энергичным мужчиной.
- Это дядя Арнольд, гостиницы переполнены, поживёт у нас, - сказала она Вере.
Арнольд оказался снабженцем из Киева, приехал в Калининград искать контейнер с комплектующими, без которых его родной завод Продмаш вот-вот остановится. Арнольд пришел в диспетчерскую с двумя бутылками крымского вина и огромным тортом.
- Девочки, спасайте! Если я не найду и не привезу контейнер, меня повесят!
Агнешка была свободна и начала искать его контейнер. Оказалось, что он ещё в море, на контейнеровозе, который прийдёт в Калининград через неделю. После работы Арнольд встретил Агнешку на проходной, пригласил в ресторан, а потом признался, что в гостиницах мест нет. Каждый вечер Арнольд приносил бутылку лимонада Вере, торт, цветы и шампанское Агнешке. Он начинал говорить сразу, как только переступал порог, и говорил практически безпрерывно. "Снабженца кормят язык и ноги", часто повторял он. Когда из телевизора доносилась музыка, он вскакивал и рвался танцевать с Агнешкой, Верой или сам с собой. Агнешка уходила рано, а Вера до школы успевала услышать, как Арнольд кричал в телефон:
- Где моя нитрокраска, вы обещали её отгрузить на прошлой неделе. Нам нечем красить автоматы газводы. Вы что хотите, чтобы меня повесили?
Его контейнер прибыл через неделю, ещё неделя ушла на разгрузку, доставку на вокзал и отправку в Киев. Арнольд исчез также стремительно, как и появился. Несколько раз звонил и через три месяца стоял вечером на пороге с цветами, тортом и шампанским. Агнешка ему сказала, чтобы со всем этим шел прямо в гостиницу. У неё для проб и ошибок был уже другой мужчина. Три года назад летом, когда Вера была у бабушки, а муж в рейсе, ей дали путёвку в отраслевой дом отдыха под Одессой на три недели. Познакомилась с Николаем, судовым электриком из Николаева. Курортный роман был бурным и оставил сладкие воспоминания. И вот, по дороге с работы, на территории порта она встречает Николая, только что сошедшего с прибывшего сухогруза. Обоюдная радость была искренней и Вере он тоже понравился. Они решили пожениться, но Агнешка поставила условие, что жить будут в Калиниграде пока Вера не окончит школу, а потом переедут в Николаев в огромный родительский дом с садом и виноградником.
Глава 4 Отец
Отец Веры Валентин Гомес вырос фактически в семье деда в Ленинграде. Родители были геологами и 9-10 месяцев в году искали в экспедициях то нефть, то алмазы. Дед Валенитна Марио Гомес попал в СССР, когда во время гражданской войны в Испании привозили оттуда детей. Гражданская война окончилась, некоторых детей, кого очень активно искали родители, вернули в Испанию, но большинство остались в детдомах. Марио старался не забывать испанский язык, книги читал только на испанском, слушал по радио испанские песни и всё надеялся, что его найдут родители. Не случилось, тем более что власти Союза этому активно мешали. Хорошо окончил школу и прямо из детдома переехал в общежитие Ленинградского университета, из которого вышел переводчиком с испанского языка. Работал в разных издательствах, подрабатывал в газетах - переводчики были нужны везде. В поисках заработка не успел привить сыну любовь к испанскому языку, поэтому решил не упустить внука и начал учить его, как только тот заговорил. Даже сказки перед сном читал ему по испански, всё надеялся сделать из него хорошего переводчика, но Валентина тянуло в море. Наверно предки были моряками, решил, не знавший своих корней, дед. Валентин окончил Ленинградский университет морского флота имени С. Макарова по специальности "судовождение" и получил направление на работу преподавателем штурманского дела в Калининградское мореходное училище. Каждое лето на пару месяцев Валентин устраивался штурманом на какое-либо судно и уходил в море. Капитаны всегда с удовольствием брали опытного штурмана, знающего испанский. Получил от училища квартиру, женился, родилась дочка Вера и потекла обычная жизнь, совсем не похожая на ту, которую он видел в иностранных портах. Отношения с женой становились всё более прохладными и стали появляться мысли остаться за границей. Однажды, во время летнего рейса, корабль сильно потрепало во время урагана и пришлось зайти в Аргентину в порт Росарио на ремонт. На верфи составили смету, но без предварительной оплаты чинить российское судно отказались, видно был негативный опыт. Пока перевели деньги, пока делали ремонт судно "застряло" в порту на месяц. Валентин, хорошо зная испанский, решил лучше познакомиться с городом и окрестностями. Зашел в турагенство, купил экскурсию по городу, на следующий день экскурсию на водопады, а на третий день он уже пошел на экскурсию к Габриэле - очень симпатичному турагенту. Утром она показала ему в порту учреждение, где он подал прошение о политическом убежище. В графе "причина" он написал: протест против того, что Россия не возвращает город Кенигсберг Германии. Чиновник, оформлявший его дело, оказался внуком гестаповского офицера, успевшего в 1945 году убежать с семьёй в Аргентину, и учивший внука истории не по официальным учебникам. Чиновник сделал всё возможное, и прошение было удовлетворено. Мать Веры получила только одно письмо от мужа, но не вскрывая письма, всё поняла, когда увидела имя Габриэла в обратном адресе. Так в 14 лет Вера осталась без отца.
Глава 5 Подруга
Валя Погребняк была ближайшей подругой Веры и жила в том же доме с матерью и младшим братом. Её отец служил на атомной подводной лодке и жили они на съёмной квартире. Однажды, когда они уже ждали возвращения отца из месячного морского похода, к ним пришли контр-адмирал и два капитана. Они сообщили, что капитан-лейтенант Погребняк погиб смертью храбрых. Никаких подробностей его героической смерти они сообщить не могут - всё военная тайна. Цинковый гроб доставили прямо на кладбище вместе с автоматчиками для прощального салюта. От флота выступили те же контр-адмирал и два капитана. Валина тётя подошла к гробу попрощаться и незаметно постукала ладошкой. Когда вернулась, тихо сказала матери:
- Гроб пустой, а для веса, видно, кирпичей положили.
Семье в течение месяца выдали двухкомнатную квартиру и детям назначили пособие до совершеннолетия. Валя работала секретарём в местной газете и однажды познакомила Веру со своим сотрудником Эдуардом. Вере так понравилось проводить выходные в его домике на берегу залива, что она стала называть это "любовь выходного дня".
Глава 6 Друг
Эдуард Зуев служил корреспондентом в еженедельной газете "Страна Калининград" и жил в своём домике на берегу залива. Его бабушка Ольга Зуева в звании старший сержант служила писарем в комендатуре Кенигсберга и 4 июля 1946 года в день переименования Кенигсберга в Калининград родила дочку, которую хотела вначале назвать Калина, но немного подумав, остановилась на имени Клава. Заместитель коменданта майор Пётр Смачный сказал, что будем считать Клаву дочерью комендатуры, раз уж сын полка не получился. От себя он смог дать только отчество, так как в Томске у него уже была жена и два сына. Но нужно отдать ему должное, сумел оформить по всем правилам на Ольгу Зуеву домик на берегу залива, правда, вдали от центра города, в документах было указано, что дом покинут "ввиду отъезда жильцов". Это как раз было время массового выселения немцев из города. Домик был маленький, всего на три комнаты, но с двориком, с винным погребком и подвалом. От прежних жильцов осталось всё, вплоть до чайных ложечек. Винный погребок, правда, был пуст. Ольгу демобилизовали из армии, а майор через три месяца перевёлся в Томск служить в военкомате. Ольга вышла замуж только через 20 лет, когда Зуева Клавдия Петровна уже была взрослой. Муж Ольги был грузин и увёз её в родной Батуми. Клава к тому времени успела окончить школу, Балтийский информационный техникум и уже начала работать в порту. Вот там в порту и случилась большая любовь, подробности которой остались тайной, но результатом стал Эдуард Петрович Зуев. Клава полностью повторила судьбу матери - через 25 лет вышла замуж за радиста с сухогруза и уехала с ним в Новороссийск, поближе к матери. Так Эдуард Зуев остался хозяином домика и завидным женихом, но с замашками убеждённого холостяка.
Глава 7 ВЕРА
Пока отец регулярно проверял уроки Вера училась хорошо, а когда контроль исчез вместе с отцом, желание учиться пропало. У матери едва хватало времени ходить на родительские собрания. Но школу Вера окончила, правда, в аттестате были только две четвёрки - по пению и по поведению. Остальные тройки - заслуга директриссы, боровшейся за выполнение плана по успеваемости. Но для курсов бухгалтеров это не явилось помехой. Вера начала учиться на бухгалтера и мать с чистой совестью уехала жить в Николаев. А Вера начала безконтрольную вольную жизнь. Симпатичная девушка, да ещё с квартирой пользовалась большим успехом. Только подруга Валя пыталась её утихомирить:
- Ты думаешь, что меняешь мужиков как перчатки?
- Конечно!
- А, на самом деле, ты просто пошла по рукам.
Благодаря Валентине удалось успешно окончить курсы и устроиться на работу бухгалтером на судоремонтный завод "Преголь".
- Угомонись, - увещевала её Валя - так и замуж не выйдешь. Пробуют, нравится, а брать не берут.
- Вот когда возьмут - угомонюсь.
Встреча с заезжим моряком Артуром оказалась судьбоносной, хотя, когда он обещал вернуться после рейса, не поверила ни одному слову. Видимо поэтому, легко дала "совратить " себя главному бухгалтеру Фёдору Степановичу. Они вместе поехали в банк отвезти заявку на получение денег для выдачи зарплаты работникам завода и ещё кучу разных отчётов. После банка Вера пригласила к себе домой пообедать. По дороге купили пиццу. Видимо, пицца очень понравилась, так как вскоре Веру повысили до старшего бухгалтера. Когда через месяц на пороге появился Артур с золотым кольцом в турецкой коробочке, она не поверила своим глазам. После свадьбы Вера клятвенно обещала Вале хранить абсолютную верность мужу пока он на берегу, ну а в его отсутствие отказаться от "любви выходного дня" было выше её сил. После того как Вера родила Артур пробыл на берегу два месяца. Вера пришла провожать его в грузовой порт с двухместной коляской. Валя пришла с ними, но её не пустили на проходной, и она осталась ждать в сквере на скамейке.
- Ваши? - Спросил дежуривший у трапа матрос.
- Мои! - Ответил Артур.
- Как назвали?
- Фёдор и Эдуард!
По дороге домой Валя задала давно мучавший её вопрос:
- Слушай, а не слишком ли смело ты детей назвала?
- Нет! Разве мало того, что они оба будут Артуровичами.
Апрель 2017 г.
г. Вон