Марк Лабок. О Бравом Солдате Замолвили Слово.

Марк Лабок

Маrк Labok
Toronto




О БРАВОМ СОЛДАТЕ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

или ПАРАДОКСЫ C ПАМЯТНИКАМИ ЯРОСЛАВУ ГАШЕКУ И ЕГО ШВЕЙКУ


2018 год вполне можно считать годом Ярослава Гашека

Судите сами: 30 апреля – исполнится 135 лет со дня рождения этого популярного чешского писателя-сатирика; осенью 2018 года, будет ровно 95 лет, как читатели познакомились с его бравым солдатом Швейком, которого Гашек прославил своим антивоенным произведением “Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны”, а 3 января этого года было 95 лет со дня смерти Ярослава Гашека, который умер, совсем немного не дожив до собственного 40-летия, так и не узнав, какую всемирную славу принес ему его бесмертный литературный герой Швейк. Невозможно отрицать блестящий юмор Гашека и злободневность злой и меткой военной сатиры, . высмеивающей войну. Его роман в . . равной степени и подлинная . . . . . . . . солдатская байка, наполненная . . . . . абсолютно неподражаемым . . . . . . . . народным лукавством и, в то же . . . . . время, классическое произведение . . литературы XXвека. Основной сюжет . – крах и развал Австро-Венгерской . . империи, одной из старейших и . . . . . могущественных империй Европы. . . . Время действия – Первая мировая война, главный герой - солдат чешского батальона Австро-Венгерской армии Йозеф Швейк. Роман построен, как цепь приключений Швейка, в похождениях которого нет объективности исторического романа, краски чрезвычайно сгущены, но при этом перед читателем проходят почти все события времени Первой мировой войны. Сам Швейк – не только забавный маленький человечек, попавший в водоворот войны, но и национальный герой, выражающий чувства и настроения чешского народа, как протест войне. Жизненная суть бравого солдата Швейка в его отчаянном и беспощадном призыве: “Сложить оружие и задуматься...”Об исключительной популярности Гашека и его Швейка говорит сам факт перевода романа на 57 языков мира. Каждое время присваивало Гашека себе, каждая эпоха вынимала из романа определенные моменты, каждый политический режим находил в книге, что ему годилось. В самой Чехии отношение к Швейку менялось, но за пределами отечества значение Гашека оставалось неизменным – в глазах всего мира он стал выразителем неисчерпаемой любви к своему народу, к его привычкам и традициям. Во многих странах мира до настоящего времени с интересом идут драматические спектакли о похождениях Швейка, а в Чикаго, как говорит внук писателя Рихард Гашек, есть и опера про Швейка, ну, а в Берлине и Латвии о нем поставили даже рок-оперу. К 120-летию Гашека пять лет назад “Похождения Швейка” были переведены на китайский, шведский, идиш, каталонский языки, а английский перевод выдержал целых три издания. Речь Швейка – остроумна, метка, насыщенна мудростью и превосходным юмором. Недаром его афоризмы стали расхожими на нескольких десятках языков мира: – Пусть будет, как будет, потому, что как-нибудь да будет, и никогда еще не было, чтоб как-нибудь да не было! – Без жульничества нельзя. Если бы все люди заботились только о благополучии других, то обязательно передрались между собой из-за этого. – Страна находилась на грани политического, экономического и морального крахов. – Чтобы все вышло по-хорошему и никогда ничего не получилось бы!.. – Меня за идиотизм освободили от военной службы. Особой комиссией я признан идиотом. Я – официальный идиот!

Короче, Гашек прославил Швейка, а Швейк сделал Гашека всемирно известным. Пожалуй, это единственный случай в мировой литературе, когда памятник литературному герою устанавливают раньше, чем автору – его создателю!

Первый памятник Швейку открыли 12 октября 2000 года в восточно-словацком городе Гуменне на Вокзальной площади. Именно там, на одной из последних станций за линией фронта, поручик Лукаш послал Швейка “за бутылкой какого-нибудь коньяка, чтобы напиться и отдохнуть от мерзкой жизни”. Интересно, что во всех случаях, кроме одного (а в мире уже восемь памятников Швейку), их устанавливают на местах, связанных с непосредственными событиями романа. Памятник же самому Ярославу Гашеку был установлен только через пять лет на Прокоповой площади в Праге 5 октября 2005 года, в то время, как Швейку на тот срок уже поставили шесть памятников.

И еще парадокс с памятниками Швейку. Если первый, как сказано выше, был установлен в городе Гуменне, долгое время входившем в состав бывшей Чехословацкой Республики, то второй памятник бравому солдату Швейку появился 11 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге – как первый случай в истории, когда памятник литературному герою одной страны устанавливается на территории другого иностранного государства раньше, чем на его родине.

Об истории появления памятника Швейку в Санкт-Петербурге я и хочу рассказать, так как имею к этому самое непосредственное отношение, как автор идеи и как член авторского коллектива, хотя всюду (справочники и энциклопедии Спб), почему-то, автором назван архитектор Виктор Полищук, в то время начальник Главного архитектурно-планировочного управления Санкт-Петербурга. На самом же деле, всё обстояло так: Есть в Санкт-Петербурге (а сам я из Ленинграда) спальный район – Купчино, как называют его горожане, а на самом деле – это Фрунзенский район Ст-Петербурга. Он появился на карте города в конце 60-х годов прошлого столетия. Его строили в духе типичного советского соцгорода. Даже названия улиц и проспектов, площадей и парков в районе давались по советскому шаблону (земляки меня поймут). Этому району выпало называть строящиеся улицы названиями столиц и городов социалистических государств Европы, а позднее - городов-побратимов. Называю их по порядку расположения от Витебской железной дороги до Московской, между которыми расположено Купчино: Белградская, Будапештская, Бухарестская, Софийская – в общем, понятно. В 90-е годы, когда Россия нуждалась в иностранных инвестициях, когда на отечественные проекты просто не было средств, я предложил главе района Анне Борисовне Марковой (впоследствии вице-губернатору Санкт-Петербурга), используя топонимику улиц, установить прямые связи с государствами, названия столиц которых носили улицы района, а начать предложил с Чехии, так как здание самой Администрации района находилось на Пражской ул. №46. Дальше – больше. В южной части района, возле железнодорожной платформы Купчино, улицам давали названия по именам известных деятелей братских стран – Олеко Дундича, Ярослава Гашека, Юлиуса Фучека и др. Так вот, к 120-летию Я.Гашека на Балканской площади у железнодорожной платформы “Купчино”, в створе улицы Гашека, я предложил установить памятник самому знаменитому солдату всех времен и народов – бравому Швейку. К тому же, в Купчино, как во всех новостройках, до строительства памятников дело еще не доходило. А.Б.Маркова идею поддержала, тем более, что у нее были добрые отношения с председателем Правления Союза художников СПб – скульптором А.С.Чаркиным, с которым я тоже был знаком. Но прежде, чем идти к скульптору, нужна была идея. Я поделился замыслом со своим другом и сослуживцем, архитектором Генрихом Вахой, с которым я вместе работал в Институте проектирования городов (“Ленгипрогор”). Мысль поставить памятник Швейку ему очень понравилась. Он сразу же включился в работу. Дело в том, что Генрих не только отличный рисовальщик и выдумщик, а и, как оказалось, большой почитатель художника Йожефа Лада, который иллюстрировал роман Гашека. Ваха даже коллекционировал книги с рисунками Лада, у которого только для Швейка было выполнено 540 иллюстраций. И, как Гашек со своим Лада, чьи текст с рисунками срослись намертво, так и мы с Вахой, вместе искали лучшее решение своей идеи. Наконец, все сплелось! Было решено поставить Швейка на постамент в виде пивной бочки в его полный, истинный рост – 160 см, – правой рукой отдающего честь, а в левой, за спиной, держащего пустую пивную кружку, символ любви бравого солдата к народному чешскому напитку. И все это на фоне предполагаемого пивного бара, где столики были бы в виде сдвинутых в кучки фирменных бочек. Учитывая место постановки памятника на пути транзита большого потока людей, решение нам казалось верным. Когда мы с Вахой посчитали, что предложение для работы скульптора (эскизы памятника) у нас готово, я обратился к Альберту Серафимовичу Чаркину. Как сейчас, помню нашу с ним беседу в знаменитом заведении “Щель” на Исаакиевской площади. Так называлась “элитная” рюмочная, расположенная между гостиницами “Англетер” и “Астория”. Все основные творческие союзы города (Дома архитекторов, композиторов, художников) располагались на улице Большой Морской (бывш. Герцена) рядом с Исаакиевской площадью, и эта “Щель” пользовалась популярностью в “богемных” кругах города, сколько прекрасных творческих начинаний вышло из этой “Щели”. И наша беседа с Альбертом Серафимовичем тоже прошла при полном взаимопонимании. Он принял мое предложение, тем более, что у него до этого состоялся свой разговор с А.Б.Марковой. Теперь оставалось лишь найти средства на осуществление проекта. И закрутилась вся административная машина. По поручению Анны Борисовны я отправился на Таврическую ул. №5, где в небольшом петербуржском особнячке размещалось консульство Чешской Республики. Приближался год 300-летия Ст-Петербурга, и в рамках подготовки к юбилею города (шел 2001-й год) удалось получить поддержку с чешской стороны. Консул Чешской Республики в Ст-Петербурге Драгомира Здвигалова оказалась очень приветливой и контактной собеседницей и сразу поняла степень участия Чехии в предлагаемом проекте. Госпожа Здвигалова согласилась на встречу во Фрунзенском районе с целью осмотра предлагаемого места для установки памятника Швейку. А.Б.Маркова все очень оперативно организовала и встреча состоялась вместе с найденными ею спонсорами – генеральным директором фирмы “Стройинвест” А.Ю.Мариничевым и другими. Проект согласовали в Комитете по архитектуре и строительству Ст-Петербурга и дело перешло в техническое русло. Правда, в апреле 2003 года на открытии памятника присутствовали уже другие лица – Д.Здвигалова была переведена на работу консулом Чехии в Грузию (вместо нее в Петербург прибыл новый консул А.Мургаш), администрацию Фрунзенского района возглавила М.Д.Щербакова (А.Б.Маркова стала уже вице- губернатором Санкт-Петербурга), я, к сожалению, находился в больнице, а Г.Ваху почему-то вообще не пригласили на торжественное событие. Но это уже другая история.