Марина Печорина, Моя Удача носит красное,

Марина Печорина


Окленд (Новая Зеландия)



Моя Удача носит красное

Каждое лето бабушка шила Маше новый сарафан: юбка - солнце, лямки на спине крест-накрест, из портновских изысков – только белая кайма по подолу. Стрекотал бабушкин Зингер, машинка вечная, служившая во многих семьях нескольким поколениям./ Не как современные, хотя вышивать, пришивать пуговицы и петли обметывать она и не умела. Размер сарафанов менялся, но материал, цвет и рисунок на ткани – никогда. Красный ситчик с белыми горохом. Горошины могли быть помельче или покрупнее, – единственное, что отличало одно лето от другого. Бабушка крутила ручку верного Зингера, примеряла сарафан на внучке, приказав ей держать во рту нитку, чтобы не зашить память, и повторяла каждый раз одно и тоже: “Дурачок красное любит!” И  не приходило в голову обижаться на любимую бабушку за “дурачка” или за то, что не спросила, любит ли Маша красное.  Ведь какие это были времена! Война закончилась всего несколько лет назад. Кругом бедность, запустение.

Тут не до хотений, не до нарядов.
Смотрит Маша сегодня на старые черно-белые фотографии. Никто, кроме нее самой не видит, в каком ярко-красном  сарафане она сфотографирована в родном дворе в начале короткого уральского лета. А вот на этой фотографии, сделанной на берегу Черного моря, куда  мама, выросшая на Юге и всегда стремившаяся туда, где можно погреться на солнце, обязательно ездит с дочкой каждый год, ситец уже выгорел. В конце лета поначалу такой нарядный сарафан превращался в линялую тряпку. А к следующему июню  бабушкиными руками создавался новый, - ситцевый красный, в горошек. Ведь «дурачок красное любит».
Вот в эти счастливые детские годы и подарила бабушка своей любимой внучке символ ее Удачи — красный цвет. Хотя, если правду сказать, сама Маша поняла это через много лет. А Удача, убедившись, что все в порядке: девочка здорова, весела, учится хорошо, все ею довольны, - до поры до времени ни во что не вмешивалась. Так, слегка присматривала.

Тем более в школьной жизни тогда были свои обязательные цвета: коричневый и черный - по будням, коричневый и белый — в праздники. Был, конечно, еще пионерский галстук, красная деталь на общем мрачном фоне. Но носили его все, и к Машиной личной судьбе он никакого отношения не имел.

И дальше  не нужно было ублажать Удачу, одевая себя в красное. Все и так  было здорово. Юность, друзья, книги, походы, концерты, спортивные лагеря и соревнования... И мальчики, само собой разумеется, - один основной, один запасной и два на примете.
Однажды один из запасных вдруг стал Машиным мужем, и началась другая жизнь. Сын, дом, работа, первые успехи и повседневные проблемы. В общем, все нормально. Надеть бы ей тогда на себя что-нибудь красное и выйти в нем на улицу, может и произошла бы в ее жизни Встреча, после которой на вопрос: «Как живешь?» - можно было искренне ответить - «Замечательно!»  Но не пришло еще это время.

Нормальная жизнь закончилась через двадцать с лишним лет. Маша осталась одна. Личная беда совпала с крахом страны, с пустыми магазинами, с невыплаченными зарплатами. Нужно было держаться. Год выползала Маша из состояния обиды, оскорбленного самолюбия, полной неопределенности впереди.  Еще год она начинала понемногу привыкать к жизни одинокой женщины, обнаружив в ней свои радости. И вот через пару лет, почувствовав, наконец, что готова начать новую жизнь, Маша вышла на улицу и вдруг увидела, что наступило ее любимое время года, ранняя весна. Ну, казалось бы, чего хорошего. Ночами еще сильно подмораживает. Утром по черному, впитавшему в себя за зиму тонны сажи, льду, в который превратился нападавший за долгие месяцы и практически не убираемый снег, еле держась на ногах, скользишь к трамвайной остановке. А днем этот лед подтаивает на мартовском солнце и покрывается слоем жирной, черной грязи. Не дай Бог упасть. Обувь горячей водой не отмоешь, а что уж тут о пальто говорить.

Но какую чувствуешь радость от того, что весеннее солнце светит, опостылевшую зимнюю одежду можно, наконец-то, убрать куда-нибудь подальше, а впереди - и молодая зелень на деревьях, и сирень обязательно зацветет, и просыпаешься с ожиданием чего-то нового, хорошего. Неважно, что еще будут снегопады, которые переломают ветки деревьев, уже покрытые листьями, и что в начале июня грянут ночные морозы и погубят любовно выращенную садоводами на подоконниках рассаду. А сейчас радует каждый солнечный день,  каждый участок сухого асфальта под ногами. Не понять этого тем, кто живет, как и сама Маша сейчас, в странах с «хорошим» климатом — два сезона в году, умеренно теплый и очень теплый.

С этим весенним настроением в душе Маша полетела в командировку в Ленинград. Она всегда любила этот город, в первую очередь, за его простор, за перспективы, которые открываются здесь на каждом шагу. Она могла ходить по нему часами, а, когда уставала, садилась в троллейбус и ехала через Неву на Васильевский остров. Потом по набережной, мимо Горного института и дальше до берега Финского залива. Там к этому времени построили огромную новую гостиницу для интуристов. И был в ней небольшой кафетерий, где можно было съесть вкусное пирожное. Их готовили в гостиничном ресторане. Господи, до чего же бедной и убогой была жизнь, если для серьезной женщины в возрасте 40+, доцента университета, радостью и праздником было выпить чашку хорошего кофе и съесть пирожное - «картошку» в чистом и уютном кафетерии.

В тот день звезды сошлись, и пришло время судьбе вмешаться в Машину жизнь, послать ей немного удачи. А Удаче для вдохновения нужен был ее символ — красный цвет. Поэтому на обратном пути в центр города  Маше неожиданно встретился новый большой универмаг, в котором ее ждало Красное пальто. Пошив ленинградский. Драп из недорогих, но какой цвет. А фасон! Реглан, летящая спинка, все детали: воротник, карманы, клапаны на рукавах, пуговицы — большие, лаконичные. Сшито как будто специально на Машу. Надела она его, сама собой залюбовалась. Но голос судьбы не расслышала, но, как часто бывало, посомневалась, посомневалась и махнула рукой, - похожу еще годик в старом. И поехала на Невский — еще побродить, весной подышать.

Но Удача в тот день решила своего добиться. На Невском встретила Маша свою давнюю подружку, которую в родном городе годами не видела. Такие встречи в аэропортах и в столичных городах были тогда делом обычным. Все зачем-то в столицы ехали: утверждать, согласовывать, докладывать, по магазинам походить...  Приятельница тоже была в командировке. Обрадовались друг другу, погуляли вместе, все обсудили, и рассказала ей Маша, какое пальто сегодня мерила. «Немедленно поезжай и покупай», - сказала подружка решительно, - «если так нравится, и думать не о чем».
Вот так, со второго захода, добилась Машина Удача своего. Села ее подопечная снова в троллейбус, доехала до универмага на Васильевском острове и, больше уже не меряя, чтобы снова не засомневаться, купила пальто, а к нему еще и шляпу — поля средней ширины, цвет маренго. Шла Маше потрясающе.

В родном городе холода еще стояли ужасные. Но новое пальто прямо светилось, грело и душу, и тело. А через месяц и настоящая весна пришла. Замаячили впереди первомайские праздники с первыми поездками на дачу. В тот год перед праздником вся демократическая общественность горячо обсуждала предстоящий референдум. Как на вопросы отвечать, чтобы для своей страны выбрать правильный путь. Общее мнение прогрессивного сообщества было: «Да, да, нет, да», - единственно верное решение. До чего же наивными все были! Все эти игры казались такими важными. Это теперь Маша точно знает, что главное в жизни — это любовь, а главное сообщество — родные и любимые люди. Прямо скажем, и до нее кое-кому случалось до этого додумываться. Но в своей собственной жизни каждый из нас — первооткрыватель.

Встреча с Любовью произошла на трамвайной остановке, и, конечно, все произошло только благодаря Красному пальто. Недаром судьба так старалась Машу в него одеть. Понеслось время счастья. И вот однажды открывает Маша шкаф и просто слепнет: и пиджак, и платье, и, конечно, любимое пальто — все красного цвета. Ведь не специально старалась, само как-то получилось.

И снова фотографии, теперь уже цветные. Красивые, счастливые смотрят Маша с мужем друг на друга с любовью: она в красном пиджаке. А через год пришла общая радость — у Маши родилась первая внучка. На фотографии внучка у мужа на руках, а Маша, в своем счастливом Красном пальто, стоит рядом, любуется ими.

Пронеслось это время. Ушел и этот муж, не от Маши ушел — из жизни. Затерялось где-то счастливое  пальто. Из всего красного великолепия только старая лыжная куртка до последнего дня жизни Маши в своей стране висела на вешалке в прихожей. В ней она выходила во двор, чтобы вынести мусор. Перед тем, как закрыть пустую квартиру и опустить ключ в почтовый ящик для новых жильцов, Маша пошла и положила свой последний красный талисман около мусорных ящиков во дворе.

Живет теперь Маша на другом конце Земли. За окном — безбрежный океан, простор, солнце. Открывает она свой шкаф и видит одежду разных цветов, но красного почему-то нет. Интересно, можно ли без согласия судьбы заставить Удачу повернуться к себе лицом, одев ее в счастливый цвет — Красный?