Марк Лабок
ТоронтоПесни, прошедшие войну, которым установлены...
памятники.
(Второй выпуск)
Трижды рождённая “СМУГЛЯНКА”
Каждая из песен, прошедших войну, имеет свою судьбу. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения, другим же приходиться преодолевать долгий тернистый путь к известности. Сегодня трудно поверить, но одной из таких песен, пролежавшей “на полке” несколько десятков лет, прежде чем её запели на всём пространстве бывшего Союза и полюбили во всём мире, стала песня композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова “Смуглянка”. Эта песня появлялась на свет трижды, пока не стала всемирно известной и любимой, являющаяся непременной участницей всех встреч и праздников наших фронтовиков и ветеранов войны.
Первое рождение “Смуглянки” состоялось ещё в предвоенном 1940-м году, когда она была написана авторами для Киевского окружного ансамбля песни и пляски, как часть танцевальной сюиты, посвящённой партизанскому движению в Молдавии в годы гражданской войны. Вся партизанская сюита, написанная, главным образом, о герое войны Г.И.Котовском, состояла из семи произведений (“Партизанская думка”, “Песня о Котовском”, “Отъезд партизан” и др.) и, по замыслу авторов, завершалась весёлой танцевальной сценой “Смуглянка”. В ней в жанре “зримой песни” весело рассказывалось о любви двух партизан, юноши и девушки, которым гражданская война не помешала по-настоящему искренне влюбиться. Как ни странно, именно танцевальная сцена кому-то не понравилась из политуправленцев, и “Смуглянку” вычеркнули из репертуара ансамбля, а потом и сам клавир песни был утерян.
Второе рождение песни началось в 1942 году, когда на фронтах Великой Отечественной войны стали появляться лирические песни. Именно тогда композитор А.Новиков, у которого сохранился черновик “Смуглянки”, решил сделать из отвергнутой песни законченное произведение и послал ноты поэту Якову Шведову прямо на фронт с просьбой подправить текст. Полевая почта не подвела: отредактированный текст вернулся к Новикову в Москву, где он работал с Ансамблем песни и пляски Красной Армии под руководством народного артиста СССР А.Александрова. Вместе с несколькими своими песнями композитор отдал дирижёру и “Смуглянку” и, на удивление автора, маэстро выбрал для своего коллектива именно её. И вновь, по иронии судьбы, редакционная коллегия Госрадио категорически отвергла песню по причине “чуждости советскому слушателю в такое сложное время”. Свою роль тогда сыграло то, что Молдавия была под пятой оккупантов и партизанского движения, как это было в других областях, захваченных фашистами, там ещё в 1942 году, практически, не было. И великолепная “Смуглянка” опять благополучно легла “на полку” почти до конца 1944 года. К этому времени наша Армия уже имела победы над фашистами под Ленинградом, Сталинградом, Курском, вот-вот должен быть освобождён Киев. Враг отступал к нашим западным границам, и молдавские партизаны уже готовили свои операции к встрече с наступающими войсками Красной Армии. И тогда, готовясь к праздничному концерту 7 ноября в Колонном зале имени П.И.Чайковского, А. Александров вспомнил о песне, которая до той поры не получила признания, и включил её в программу выступления. На концерте “Смуглянку” встретили очень шумно, три раза публика вызывала дирижёра на “бис” и показалось, что сама судьба благосклонно улыбнулась песне. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в своё время категорически отвергли песню о любви, свидании, расставании... Окрылённый своим очередным творческим успехом – удачной песенной находкой, Александров включает её в 1944 году в программу Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной войне, но “Смуглянка” не только не попала в призёры, а вообще, даже не была отмечена премией. Но рождение песни всё же состоялось! Несмотря на то, что песня после той трансляции не звучала больше по радио, а значит, была мало известна людям, многие ансамбли песни и пляски военных округов стали включать “Смуглянку” в свой репертуар. Её стали исполнять на фронтовых, а затем послевоенных концертных площадках. Музыкантам понравилась эта песня о любви партизана и молдавской девушки, a слушатели действительно восторженно принимали её. Песня, в которой говорилось о событиях времён гражданской войны, стала восприниматься, как собирательный образ любви молодых людей, объединённых общей борьбой с немецкими захватчиками.
Таким сложным было второе рождение “Смуглянки”, но до сегодняшней популярности ей пришлось ждать ещё долгие годы.
Третье рождение “Смуглянки” целиком связано с именем всенародно любимого талантливого киноактёра и режиссёра Леонида Быкова, который воскресил песню, выпустив на экраны страны фильм “В бой идут одни старики”, ставшего одним из самых любимых фильмов про войну.
Кстати, Быкова нередко спрашивали о том, что заставило его обратиться к военной авиационной тематике. Мало кто знал, что режиссёр легендарного фильма – в прошлом несостоявшийся лётчик. В 1945 году Л.Быков поступил в лётную школу, а через год её расформировали. Но он всё равно мечтал о полётах и всегда завидовал “рыцарям неба”. Однажды в поезде он встретился в купе с двумя лётчиками-фронтовиками, ехавшими на могилу своего командира. Всю дорогу они напевали “Смуглянку”. И Быков загорелся услышанной песней. Он давно мечтал снять фильм о подвигах советских лётчиков во время Великой Отечественной войны и запавшая в душу “Смуглянка” вдруг явилась тем музыкальным стержнем, вокруг которого стали разворачиваться все события “поющей эскадрильи”.
Когда Леонид Быков писал сценарий фильма, он старался не отходить от действительных событий, произошедших во время войны в 5-м гвардейском истребительном полку, где служил дважды Герой Советского Союза Bиталий Попков – прототип комэска Титаренко, и где действительно была “поющая эскадрилья”. Она была так названа потому, что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены оркестром Леонида Утёсова. За мужество и героизм 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза.
Так вот, хор этой эскадрильи на освобождённых территориях давал пользующиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году на один из них в Краматорске попал будучи подростком и сам Леонид Быков. В тот день местные ребята отблагодарили лётчиков своим собственным концертом, причём Быков был в составе хористов, а ведущим вокалом хора был будущая знаменитость – Иосиф Кобзон. В конце 1960-х годов Леонид Быков нашёл Попкова и попросил разрешения снять фильм о “поющей эскадрилье”. И всё же законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан “негероическим”. И только после того, как за сценарий заступились сами летчики-фронтовики, его утвердили и разрешили к исполнению.
Однако ставшую затем культовой картину “В бой идут одни старики” начальство долго не разрешало снимать. На взгляд идеологических “смотрителей” киноискусства, как можно снимать такой фильм к 30-летию Победы, когда в нём столько песен и шуток. Но Леонид Быков не сдавался. Во время войны из его родного города немало друзей и знакомых ушло воевать лётчиками. Многие из них не вернулись с фронта, и его “Старики” задумывались, как память о них, а “Смуглянка” для “поющей эскадрильи” комэска Титаренко как раз и стала музыкальным лейтмотивом, глубоко пронизывающим и берущим за душу каждого зрителя.
Достоверным фактом является и то, что тогдашний маршал авиации, легендарный военный лётчик, трижды Герой Советского Союза, Александр Покрышкин лично распорядился выделить съёмочной группе пять самолётов, исчерпавших свой ресурс, а из музея авиации в Монино дать “напрокат” настоящий фронтовой “кукурузник” По-2.
Просмотр фильма комиссией состоялся 27 декабря 1973 года. Когда в зале зажёгся свет, все увидели, как Покрышкин вытирает слёзы, и поняли, что картину ждёт успех, но что он окажется таким фантастическим, ещё не предполагали. С первого дня показа картины зрители толпились у кинотеатров, спрашивая “лишний билетик”, а старую и позабытую к тому времени “Смуглянку” стали рас певать чуть ли не на каждом перекрёстке. Кстати, у героя по прозвищу Смуглянка был реальный прототип – друг детства Леонида Быкова лётчик Виктор Щедронов, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. За первые 5 месяцев картину посмотрели 54 миллиона зрителей. Во многом такой успех был обязан игре актёров. А одну из главных ролей в фильме – роль командира эскадрильи Героя Советского Союза, гвардии капитана Титаренко, прозванного друзьями маэстро, сыграл сам Леонид Быков. Как он улыбался, как дирижировал своей “поющей эскадрильей”! И как все беспрекословно подчинялись ему и любили его! Также полюбили его “Смуглянку”, которую он просто обожал! Её и сейчас распевают по всему земному шару, где бы ни находились наши соотечественники.
В последние годы Леонид Быков много болел: сказывались огромные творческие перегрузки, а также два перенесённых инфаркта. Предчувствуя скорую смерть, режиссёр за три года до своей кончины оставил письмо, в котором были такие строки: “На моей могиле пусть вся вторая эскадрилья врежет мою любимую “Смуглянку” от начала и до конца...” А погиб он трагически в результате ДТП 11 апреля 1979 года на 47-м километре трассы Киев-Минск. По какому-то совсем мистическому совпадению в этот же день, 34 года назад, тоже 11 апреля, и тоже на 47-м километре шоссе Прага-Братислава погиб и Виктор Щедронов, прототип Смуглянки. Хоронили народного артиста Леонида Федоровича Быкова без оркестра (как он просил). В день похорон в Киеве на Байковом кладбище стояла тихая и солнечная погода. Братья-актёры исполнили последнюю просьбу своего маэстро, спели горячо любимую песню. Плакали и пели...
А фильм, созданный талантливым режиссёром, продолжает жить и ни один праздник Победы не обходится без показа по телевидению его “Стариков” со знаменитой “Смуглянкой”:
Как-то летом на рассветe
Заглянул в соседний сад.
Там смуглянка-молдованка
Собирает виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать:
Станем над рекою
Зорьки летние встречать!
Раскудрявый клён зеленый,
Лист резной,
Я влюблённый и смущённый пред тобой.
Клён зелёный, да клён кудрявый,
Да раскудрявый, резной!
Лирическая и задорная песня и героический и щемящий фильм... Сколько мальчишек, глядя на комэска Титаренко, блестяще сыгранного Быковым, решили связать свою жизнь с авиацией. Именно это произведение стало триумфом Леонида Быкова и как актёра, и как режиссёра, и как лётчика, о профессии которого он мечтал всю жизнь. И кто теперь скажет, что он не стал им. Ведь миллионы кинозрителей мира запомнили Быкова в самой известной его киноленте поющим лётчиком, героем неба, асом. Таким он и стал в посмертной бронзе: в Киеве 6 ноября 2001 года открыт памятник – Леонид Быков в образе капитана Титаренко из фильма “В бой идут одни “старики”. Надпись на постаменте гласит: “Военным лётчикам посвящается. Леонид Быков”. В 1982 году о нём был снят фильм “... Которого любили все”, который заканчивается словами: “Хочется верить, что Леонид Быков не умер, а улетел на другую планету. И вернётся”. Международный Астрономический Совет присвоил одной из малых планет имя “Быков”. В Краматорске его имя носит самолёт СУ-27. В Василькове – МиГ-29, на борту которого ноты “Смуглянки” и надпись: “Маэстро. Леонид Быков”. Есть бортовой журнал Леонида Быкова, лётная книжка. Есть экипаж – лучший экипаж Украины, который летает на этом самолёте. И есть целое звено, которое носит имя Леонида Быкова. Таково воздействие на массы бессмертных “Стариков” и “Смуглянки”!